Шаровары казака фото

Шаровары казака фото

Оригинал взят у irkuem в Шароварное 2

Итак, как мы выяснили в прошл ы й раз , казаки Его Королевской Милости Войска Запорожского к середине XVII века выглядели как-то так:

Для неверующих в узость казацких брюк – ссылка на работу Сергея Шаменкова « Запорожский костюм середины XVII века » (с выкройками и реконструкциями).

Если верить всё тому же Сергею Шаменкову и его книге «Піхота українських гетьманів другої половини XVII – початку XVIII століть», то в дальнейшем ширина штанов если и изменилась, то не радикально. Во всяком случае, до среднестатистических вершин фольклорного творчества явно не дотягивает.

Так может блогир macbushin – еретик?! И будет при всем честном народе сумлеваться в существовании шаровар «шырыною в Чорнэ морэ»?!

Свят-свят-свят! Macbushin – сторонник древлего благочестия, без этих ваших постмодернистских штучек.

А посему, как и всегда во дни сомнений и тягостных раздумий, обратится в истинную веру к источнику не менее 50% своего вдохновения. К наследию Дмитрия нашего Ивановича Яворницкого.

«…Вот какая уних была одежда! Такая одежда, что он одной сорочки не продаст за сто рублей; как идет по улице, так как будто весь убран звёздами или цветами. До этой широкой и просторной одежды приставали широкие и просторные шаровары, суконные, нанковые, кожаные, с обеих сторон с карманами, — и тут карман, и тут карман, — оба обложенные по краям сверху золотыми позументами, разных цветов, а больше всего синего цвета, матни в штанах делались такие, что до самой земли касались: как идёт казак, тои след за собой метёт. К шароварам пригонялись долгие очкуры, шелковые и шерстяные, с золотыми китицами на обоих концах. Холоши шаровар носились поверх голенищ, — не так, как теперь делают, что в кладывают их в сапоги, а поверх сапог; они привязывались к голенищам серебряными подвязками или шелковыми снурками с золотыми или серебряными китицами на концах, а самые подвязки привязывались так, что от них видны были только китицы. Как идёт запорожец, то так и видишь, как те китицы из под шаровар мотаются. Под шаровары уже надевались сафьяновые чоботы, желтые. Зелёные, красные, с золотыми, серебряными и медными подковками, с узенькими носками; от сапог виднелись одни носки или каблуки, — так запорожцы напускали на них низко свои шаровары; издали кажется, точно баба в юбке стоит; как идёт казак, точно парус распускает; а ширина такая, что в иные шаровары можно штук тридцать арбузов вложить; как двенадцать аршин материи, то такие шаровары называются «рясными», а как пятнадцать – называются шароварами «с достатку» (конец цитаты).

Это Яворницкий цитирует воспоминания Ивана Игнатовича Россолоды. Приведенные сведения подтверждаются письменными и изобразительными источниками.

Обратите внимание на слова " Холоши шаровар носились поверх голенищ"


Вот же ж шаровары! Шо ж тебе, харцызяка, еще надо?

Проблема, что все источники, повествующие о широченных штанах, относятся к XVIII веку. Причем, преимущественно, второй его половине.

Т.е. в ы рисовывается такая картина. До начала XVII І века – до гетмана Скоропадского – шаровары не фиксируются. А затем, но уже в во второй-третьей четвертях XVIII века – неизменно производят сногсшибательное впечатление.

«Бывало, каждый год приезжают запорожцы в Смилу на ярмарку, человек по двенадцати, по тринадцати. Разодеты так, что Боже, твоя воля! Золото да серебро! Шапка на запорожце бархатная, красная, с углами, а околыш пальца в три шириною, серый или черный; с-исподи у него жупан из самого дорогого красного сукна, горит, как огонь,просто глаза ослепляет, а сверху черкеска с вылетами, или синяя или голубая; штаны суконные синие, широкие – так и нависли почти на переда сапог; сапоги красные; на ладунке золото или серебро; даже и перевязи в позолоте, а сабля при боку вся в золоте – так и горит. Идет и земли не касается…» (конец цитаты)

Т.е. метаморфоза сечевых штанов приключилась во втором-третьем десятилетии осьмнадцатого столетия. А где в это время пребывали сечевики? В Османской империи!

По Прутскому мирному договору 1711 года Вольности Войска Запорожского отдавались во владение султана. Сечевики же еще с 1709 года: с момента бегства из-под Полтавы вместе с Мазепой — и так находились на османской территории. С 1711 по 1734 годы – этот период именуется периодом Алешковской Сечи – сечевики находились под юрисдикцией крымского хана.

Читайте также:  Снятся пчелы к чему это

Алешки – это урочище Алешки в низовьях Днепра, затем – уездный город Днепровского уезда Алешки, затем районный центр Цюрупинск. Вроде, в связи с декоммунизацией должно быть возвращено название Алешки.

И у кого же мог позаимствовать фасон штанов живущий, преимущественно, военным промыслом сугубо мужской коллектив со специфическими, но уже давно и прочно, с 1652 года, как-никак, сложившимися традициями?

Предположим, что у такого же сугубо мужского коллектива, живущего примущественно военной службой и со специфическими, но давно и прочно, сложившимися традициями. Главное же, обладающего неизмеримо более высоким статусом и престижем.

Правда, с шириной (и длиной) янычарских штанов тоже не все гладко. Всё-таки, янычары – это пехтура, со всеми вытекающими. Но… Орт капыкулу было много и функции они выполняли разнообразные, в том числе и такие, каковым ширина традиционных шальвар помешать не должна была.

Кроме того, у крымского хана существовали собственные капыкулу, созданные по образу и подобию (и финансировавшиеся из османского бюджета). Кроме придворной гвардии, были еще и сеймены – полевая пехота «драгунского» образца.

Собственно, в этом утверждении нет ничего нового. Тот же Д.И.Яворницкий писал: «Нет сомнения, что покрой одежды запорожских козаков, в особенности высоких шапок, широких шаровар, длинных кафтанов и широких поясов, восточного происхождения и заимствован ими от татар и турок…» (конец цитаты)

Мне, всего лишь, кажется (крестясь), что заимствование это произошло во вполне определенное время, при вполне определенных обстоятельствах и с вполне определенными целями. А вот, возвернувшись в Российскую империю, сей экзотИк (и комплекс сопутствующих) был использован на полную катушку. И чем ниже становилась боеспособность малороссийского казачества, тем шире становились шаровары гетманского конвоя. Поражая воображение петербургской публики.

А вот теперь о том, чего хотелось бы избежать. Банального хохлосрача с выяснением идиотского вопроса: хто тут больший европеец.

Повторяю, речь идёт всего лишь о происхождении специфического фасона штанов одной-единственной группы жителей фронтира.

Кстати, обратите внимание с какой скоростью преобразились одеяния черноморских казаков

А превращение сего фасона в национальный символ – это совсем другая история. Не имеющая к Сечи и сечевикам вообще никакого отношения. Ибо началась она в эпоху рисования эскизов национальных проектов – в XIX веке.

Пика своего достигла в э поху конструирования 100500 советских наций.

И превратилась в то, чем является сейчас, уже в постнациональную эпоху.

Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.

Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, терские, уральское и т. п.

Содержание

Элементы [ править | править код ]

По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:

  • широкие шаровары на учкуре;
  • бешмет (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;
  • суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» — на Дону, «керея» — у запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Гоголь упоминает о казачьих жупанах синего, красного и желтого цветов. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, то есть подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у торков-узов;
  • на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).

Форменная одежда [ править | править код ]

  • Китель
  • Бекеши (пальто)
  • Черкеска
  • Башлык — капюшон с длинными концами. «По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе» [1] .
  • Бурка
  • Брюки, шаровары
  • Рубашка: Косоворотка, Гимнастерка, Бешмет
  • Папаха
  • Кубанка
Читайте также:  Погоны младшего сержанта фсин
  • Фуражка
  • Казачий ремень с набором
  • Знаки отличия [ править | править код ]

    • Лампас — цветная нашивка на боковом шве брючины (шаровар), обозначает принадлежность к войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.
    • Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно [1] .
    • Серьги — означали место в роду. «Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей» [1] .

    Донские казаки [ править | править код ]

    Для XVIII в. одежду донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парче-вое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком». По его рисункам, кроме сапог, казаки носили и легкую обувь — чирики. О донских казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, наподобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и красной бумажной пряжей». Верхнее платье казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной — по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой».

    Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему — в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки . или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы — черные». Головные уборы казачек, по зарисовкам Ригельмана, напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.

    Некрасовцы [ править | править код ]

    Советник Константинопольского посольства Я. И. Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз широкими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором. Кавказские казаки всегда носили тот же костюм, что и горские племена, то есть бешмет, черкеску — особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы — ичеги и чувяки, а на бритую голову — папаха. Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах. нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой её подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами.

    Читайте также:  К чему снится варить яйца куриные

    Терские [ править | править код ]

    Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветную рубаху. Головной убор замужних казачек назывался — сорочка и состоял из подкосника, сорочки и стягаша (представлял из себя небольшой красный кумачовый платок, завязывавшийся на затылке). Поверх всего одевался шелковый или батистовый накрахмаленный платок, именовавшийся ширинкой, обычно палевого цвета, по центру которого проглаживалась канавка (стрелка). Девицы же одевали только стягаш и ширинку.

    Магазин "Атаман"-связующее звено нашего народа с его прошлым и будущим.

    Казаки во время Великой российской империи представляли собой весьма разнообразное по своему составу сословие. Они издревле селились в приграничных зонах государства российского и осуществляли охранную функцию. Это наложило определенный отпечаток на их стиль одежды, которая вобрала в себя множество национальных традиций и с течением времени приобрела яркие самобытные черты.
    Различают два вида в стилистике казачьей одежды. Кубанская и Донская
    .
    Донская казачья одежда состояла из папахи, шаровар, сапог, бешмета пояса, портупеи и шерстяного башлыка. До 1907 года гимнастерка казака была белого цвета, а потом защитного. Казачий мундир застегивался на крючочки. Офицерский состав казачьего войска носил кители, гимнастерки, шинели, а из традиционного костюма были оставлены только синие шаровары.

    На кубанскую казачью одежду оказало существенное влияние одежда горцев. В 1860 году был издан спец указ, который утвердил единую форму для казачьего войска. Предметы одежды были следующими: шаровары, мундир, бешмет , бурка, папаха и сапоги. На поясе обязательно располагался кинжал.

    В обмундировании казачьих и донских воинов было много общего, но присутствовали и некоторые отличия. Допустим, если донские казаки предпочитали чекмень , то кубанские носили черкески. И таких мелких отличий можно найти довольно много.
    Каждая деталь в мужском казачьем костюме была продумана до мелочей. Так основой его были шаровары.

    Традиционные казачьи шаровары.

    Изобретение шаровар приписывают скифам. За века их покрой нисколько не изменился. Те вещи, что находили при раскопках скифских курганов, были полностью идентичны шароварам, которые носили казаки в 18-19 веках. Шаровары представляют собой очень широкие штаны, слегка зауженные к низу. Самая широкая их часть была в области бедер. Это обусловлено тем, что в штанах такого кроя, казаку легче садится на коня. Плюсом является и то, что они довольно свободно скроены и нигде не натрут ноги. Казаки ввели такое новшество во внешний вид шаровар, как пришивание лампасов. Это такие красные полоски ткани, которые размещались по бокам. Это позволяло издалека отличить воина-казака от любого другого.

    Так, как большая часть мужского зрелого населения основную массу своего времени отдавала охране границ Российской империи, то это наложило довольно сильный отпечаток на традиционный костюм казака, который дошел и до наших дней, претерпев совсем небольшие изменения.

    Практически до 17 века казачество было вольным народом, но после 18 века государство подчинило его себе, используя в качестве пограничников, несших опасную и тяжелую службу.
    Казачье сословие просуществовало аж до начала 20 века. В современном мире оно снова становится приоритетным. Этот образ жизни выбирают те, кто чтит традиции свободной жизни и живет по законам чести и совести.
    Казачья одежда превратилась в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
    Купить традиционную казачью справу можно в интернет-магазине «Атаман». Здесь представлен огромный ассортимент, как говорится, на любой вкус, цвет и размер. Магазин казачьей одежды в Москве поразит вас свободой выбора. Все, что угодно можно приобрести прямо на одном сайте, не затрудняя себя беготней по магазинам. Любите и цените свое прошлое, следуйте традициям чести и в современном мире, а поможет Вам в этом Магазин «Атаман». Выбор за Вами.

    Заказывайте в онлайне или заходите в магазин. Наши менеджеры всегда подскажут и помогут выбрать лучший вариант.

    Оформите заказ на нашем сайте или по телефону +7 (499) 288-23-02 , или пишите на ВатЦап (WhatsApp): +7 (958) 631-40-42

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector