Шапки в советском союзе

Шапки в советском союзе

Не так давно мы с вами вспоминали, каким самодельным оружием играли советские дети,
а сегодня я хочу напомнить вам, как одевались дети перестройки.
К сожалению, в 90е годы говорить о грандиозном выборе на рынках страны не приходилось,
все более-менее ценные вещи в Советском Союзе, как вы помните, доставались из-под полы.
Давайте вспомним, как это было.

Предлагаю начать с того, что мы еще немного помним, хотя прошло немногим более 30 лет.
Детский сад.

Конечно, одежда для современных детей 3-6 лет особо ничем не отличается от нашей.
Но все же отдельные её детали очень хочется вспомнить.

Для меня это слово немного больше, чем просто слово. Это звучание из детства — ч-е-ш-к-и. Не находите? 🙂
И почему их так назвали. Ни один утренник не обходился без чёрных шортиков поверх белых колготок,
натянутых до груди, кипельной рубашечке с рюшечками и . чёрных чешек. У девочек — те же колготки,
белые платьица и чешки. Только белые. До сих пор помню этот шаркающий звук чешек по паркету детсадовского зала.

А летом с ног не слезали вот такие сандальки:

Для улицы — одни, для группы — другие.
Во сколько лет вы научились самостоятельно застёгивать пряжечку на ремешке? 🙂

А вот так выглядела наша зимняя форма одежды:

У кого-то была вот такая шубка:

Для весны — резиновые сапоги:

Но хочется отдельно поговорить о шапках.

Иногда перебираю свои детские черно-белые фотографии, среди них есть детсадовские.
Смотрю на группку детишек на заснеженной площадке — стоят одинаковые как пингвины.
В черных шубках и вот таких шапках

Мальчикам на фасад этой шапки иногда крепли серпасто-молоткастые звездочки 🙂

А девочкам — бабушкины брошки.

Но самое противное — под эту и так теплую шапку родители одевали еще и такую:

"Шапочка конькобежца". Она постоянно сползала на лоб, совершенно перекрывая весь обзор.
Я помню, как каждые 5 минут подбегал к воспитательнице и просил поправить её 🙂

Уже в школе у меня появилась более крутая шапочка-"петушок":

Кто что помнит, про появление "крутых" фирменных марок в СССР? Я помню,
как мой старший брат покупал белые футболки и через трафарет рисовал названия всяких фирм.
Потом сей продукт продавал, пока не "замели" 🙂

А вот типичная летняя картина :

А вот так мы выглядели в 3-4м классе:

Я тоже делал такой планер в авиамодельном кружке, в Доме пионеров.
Следующим по программе должен был идти фанерный ПО-2, но я перестал ходить — не понравилось.

А примерно так в конце 80х выглядели ребята постарше:

Я помню это по фотографиям старшей сестры — почти все её одноклассники были такими волосатыми,
с закосом на популярных западных музыкантов того времени.

Но мы были слишком малы, чтобы родители позволили нам что-то подобное. Поэтому мы выглядели так:

В 1989 меня торжественно приняли в пионеры и проходил с галстуком целых 3 года 🙂 Гордился им.

Наша школьная форма:

На шевроне постоянно что-то рисовалось ручкой. Либо себе, либо соседу 🙂
Соседу обычно рисовали "двойки" и "колы" в распахнутой тетради, на что тот обычно бурно реагировал кулаками 🙂

До галстука свою принадлежность коммунизму мы выражали ношением "октябрятской" звездочки на клапане левого кармана:

Вместе с галстуком, в 3м классе, мы получали еще и такой значок:

Но галстук — это было самое святое. По-крайней мере, родители так считали 🙂
Однажды мой галстук съел хомяк, которого я оставил на кровати. Обнаружили это, увидев,
что у него изо рта торчал красный уголок. Галстук вытащили, но он был прострочен зубами 🙂
Это была катастрофа. Утром мне дали объяснительную записку, почему я пришел без галстука.
А после школы рванули в магазин за новым.

Я не любил галстук, потому что не умел его завязывать. И каждая физ-ра для меня была мучением —
галстук нужно было снимать и одевать. Поэтому, когда в 1991м разрешили ходить без них — я был счастлив 🙂

А потом перестали следить и за тем, в чём мы приходили в школу — это было началом конца формы.

Читайте также:  Очень трогательные слова подруге

На смену ей пришла другая.



Свитер "BOYS" — легенда 90х. И женский, и мужской — без отличия.

Кто помоднее — носил "варёнки":


Кто-то оделся в классическую "джинсу":


Девчонки щеголяли в таком костюме:

В общем, выглядеть мы стали так:

Кстати, у меня тоже были такие зеленые слаксы, как у паренька 🙂 Фотка цепанула — ой-ой.
Практически я. А рядом девчушка стоит в таких вот сапожках:

Блин, их хватало ровно на одну зиму — потом они превращались в г..но. 🙂 И каждый год — новые. С рынка!

А руки не мерзли зимой вот в этом:

Спортивные. Город стал похож на олимпийскую деревню.



Да еще и на голое тело:

А на ноги — "белые тапочки" — дерматиновые кроссовки:


Девчонки приодели лосины:



Ультрамодные кофты из ангорки, всех цветов радуги:


Капоры из того же материала:

Более скромные и модные девушки одели беретки:

В моде были и такие кофты:

Летом многие носили такое вот, резиновое.

Девочки как-то в одночасье одели и это:



И стали мы выглядеть так:

Знаете, я вот подумал обо всём этом. У меня возникает ассоциация с натянутой резинкой.
Нам на протяжении десятков лет впаривали однообразную, однотонную, серую одежду.
Мы, видимо, так от нее устали, что когда на рынок хлынула импортная (турецкая, китайская, польская, вьетнамская)
одежда петушиных расцветок, мы набросились на нее, как мухи на мясо. И опять все стали выглядеть одинаково.
Но уже как попугаи 🙂 Возможно, мода была в Москве, в Питере — не могу утверждать. Но в провинции всё так и было.
Хотя из Москвы-то всё и везли.

Значит и там так же одевались, не?

Наша мода носит какой-то эпидемный характер. Стоит кому-то одному что-то купить и одеть —
через неделю это становится трендом. Как было с "Титаником".


А это — хит, о котором можно написать отдельную статью:

Когда вы первый раз услышали слово "бейсболка"? И с чем у вас была ассоциация? Лично у меня — с майкой.
Ну, типа футболки. Это позже я увидел то, по чему "загнался" сразу и резко весь город.

Нам, детям 13-14 лет было очень опасно носить такие. Запросто могли отнять и избить "гопота".
Они за ними охотились на улицах, как в "нулевых" за "сотиками". Мне не сразу купили такую.
Но когда купили, то старался одевать её только во дворе или на дачу — боялся, что "снимут".

Еще одна "болезнь" — мода на кожаные куртки. Сначала они появились у цыганей — они торговали ими на рынках с рук.
Потом и челноки стали возить.

Куртка отлично подходила к спортивным штанам и дерматиновым туфлям с модным, загнутым носком.

Стыдно признаться, но и я примерно так же выглядел.

Вязаная шапочка-"пидорка" стала неотъемлемым атрибутом 90х:

Самыми популярными среди подростков были цветные сине-салатовые-зеленые-красные с огромным
пушистым помпоном кислотного цвета. На ней еще была надпись вроде "Local Mochu",
что было предметом постоянных "подколок".

И противные шарфы:

Кстати, гопники позже перешли с "кожи" на "пилот":

Я теперь понимаю, откуда пошло слово "отморозок": всю зиму эти "крутые" парни рассекали в синтетике,
дерматине и тонких курточках.

А когда в 95м я стал увлекаться металлом и панком, то моей любимой одеждой стали тёртые джинсы и плотная,
клетчатая рубаха на выпуск 🙂

Они были там, где, собственно говоря, пушные звери не водились в принципе — в столицах союзных и автономных республик, областных и краевых центрах.

Меткое, хотя и ироничное, определение “ондатровые (или пыжиковые) заповедники” эти городские кварталы — в Минске окрестности Броневого и Войскового переулков, а также улицы Пулихова — получили за обилие в них жителей, носящих зимой соответствующие головные уборы. И хотя меховую шапку мог приобрести любой желающий, она стала одной из характерных черт именно советской номенклатуры среднего и высшего звена в шестидесятые — восьмидесятые годы. Ну в самом деле, не проблесковый же маячок носить на голове тем, кто занимал в обществе особое положение.


Шапочное знакомство

На закате существования Советского Союза на экраны вышел фильм режиссера Константина Воинова “Шапка”, смысл которого родившимся в постсоветский период уже и не понять. Его герою, честолюбивому литератору Фиме Рахлину, как-то стало известно, что среди писателей распределяют зимние шапки. Причем в соответствии с негласной табелью о рангах — “литературным генералам” полагаются пыжиковые, остальным — из меха ондатры, сурка и кролика. Самому Рахлину достался головной убор из “кота домашнего средней пушистости”, что в конечном итоге довела его до инсульта. И только перед скоропостижной смертью Фима узнал, что жена, задействовав знакомство с одним из маршалов, добилась для мужа более престижной шапки.

Читайте также:  К чему снится крокодил в мутной воде

Абсурдность показанной в кинокартине ситуации отнюдь не считалась таковой в семидесятые годы. Более того, “шапочная память” зафиксировалась на генетическом уровне чиновничества даже в наше время. Несколько лет назад, приехав из зимнего морозного Минска к родственникам в оттепельное Запорожье, автор этих строк был немало обескуражен почтительным “здравствуйте”, сказанным ему двумя курившими на ступенях областной госадминистрации незнакомцами. Пришедшая позже догадка изрядно развеселила: непривычная для южного города меховая шапка белорусского журналиста, похоже, сделала его “своим” в глазах запорожских чиновников. Из рядов которых, кстати, вышел и один из зачинателей “шапочной иерархии” — Леонид Брежнев.

Чижик-пыжик

В годы перестройки, знаменитой не только очередями и талонами, но и гласностью, многие советские люди узнали о спецателье, одевавшем высшее руководство страны, — Доме моделей, расположенном на московской улице Кузнецкий Мост. Возглавлявший в нем в семидесятые годы так называемую мужскую группу модельер Александр Игманд позже вспоминал: “Каракулевые шапки-пирожки, в которых дружно ходило все Политбюро, Брежнев тоже покорно носил долгие годы. И вот однажды, году в 1974—1975-м, перед самым Седьмым ноября, я сказал ему: Леонид Ильич, вам же будет холодно, давайте сделаем шапку-ушанку. Брежнев согласился. И это стало поворотным моментом: буквально начиная со следующей демонстрации Политбюро встало на Мавзолей в норковых ушанках”.

Партийные тузы, до уровня трибуны на Красной площади не дотягивавшиеся, в быту норковые шапки также носили, однако на официальные мероприятия надевали головные уборы попроще. Например, пыжиковые. В советских республиках прочно утвердился анекдот от “армянского радио”: “Что такое праздничная демонстрация? — Это когда кролики идут, а пыжики стоят”. По иронии судьбы, до революции такие шапки были у студентов Императорского училища правоведения, располагавшегося в Петербурге на набережной реки Фонтанка. Эти головные уборы вкупе с зелеными, словно оперение чижа, студенческими мундирами и дали ход известной народной песенке: “Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил”.

Последние хонорики

Впрочем, сам по себе пыжик к пернатым никакого отношения не имел — это мех теленка северного оленя до достижения им полугода. Сегодня же, как пояснил “НГ” один из белорусских мехоторговцев, пыжиковая шапка не имеет отношения и к оленям: “Ее делают из ондатры, бобра. Современная пыжиковая шапка — это всего лишь короткий мех, или, правильнее сказать, подшерсток”. Так что настоящая пыжиковая шапка сегодня не более доступна, нежели тридцать — сорок лет тому назад.

Однако как номенклатурный символ головные уборы из меха свое значение потеряли. С приходом к власти Михаила Горбачева в Политбюро вслед за новым генсеком возникла мода на шапку-пирожок из меха нерпы с маленькими ушками-отворотами, однако большинству управленцев уже было не до шапок — голову бы спасти. Партия и огромная страна стремительно рушились, погребая под своими обломками и многие традиции, десятилетиями культивируемые в советском обществе. Ведь, как известно, снявши голову, по волосам не плачут. А тем более по шапке.

Что же касается современных ондатровых и норковых шапок, то на белорусских интернет-аукционах цены на них стартуют со 150—300 тысяч рублей, за “нерпу” просят от полумиллиона и выше. Но особого ажиотажа при этом не наблюдается. Впрочем, как и большого числа почитателей меховых головных уборов. Нынешняя довольно суровая зима не вызвала ни обилия меха на улицах белорусских городов и сел, ни ажиотажа у прилавков мехоторговцев. “Да просто неудобно в ушанке, — говорит минчанин Илья Макаров. — Вязаную шапочку можно в метро в карман пальто сунуть, да и меньше опасаешься за нее. К тому же я меломан, наушники большие, и с меховой шапкой они смотрелись бы очень интересно”.

Читайте также:  Поздравление бабуле с юбилеем

Наверное, свою роль играет и изменение отношения людей к пушному промыслу в целом — в других странах изделия из натурального меха все чаще становятся символом варварства и бессердечности. Может быть, именно поэтому хонорики, не так давно выведенная помесь хорька с норкой, все чаще становятся не промысловым зверем, а новым видом домашних животных. Сама история СССР продемонстрировала: главное — иметь голову на плечах. А не шапку.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Мохнатая» меховая цилиндрическая шапка, которую можно увидеть на русских казаках, называется папаха. Как несложно догадаться, исконно русским головным убором она не является. Предмет гардероба был заимствован у народов Кавказа и Средней Азии, куда Российская Империя на протяжении нескольких столетий проводила свою экспансию. Папаха является одним из наиболее ярких заимствований удачных изобретений пришлыми народами, у народов коренных.

Считается, что русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году. Тогда папаха была официально установлена в русской армии, причем только в казачьих подразделениях.

При этом папахи в Русской имперской армии были очень разными. Внешний вид папах мог сильно меняться в зависимости от региона службы конкретного подразделения. Большинство казачьих папах было высокими, с коротким мехом и черного цвета. При этом Уральские, Забайкальские, Амурские и Уссурийские подразделения носили папахи с длинным мехом. В вот Сибирские казачьи формирования уже носили папахи укороченные, с коротким мехом и черного цвета. Представители свиты и личной охраны Его Величества носили (как правило) высокие белые папахи с коротким мехом.

Данный головной убор в русской армии стал форменным предметом одежды и, по сути, выполнял две функции. Во-первых, отражал принадлежность кавалериста к казачьему формированию. Во-вторых, был просто удобным зимним головным убором. Достаточно сказать, что папаха оказалась настолько удобной шапкой, что смогла пережить в имперскую армию.

В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Правда, действительно широкого распространения она получить не успела. Во-первых, потому что уже готовилась новая шапка, которая впоследствии получила название «будёновка». Во-вторых, потому что в 1917 году случилась революция. Кстати, революционеры папаху тоже любили, в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.

В 1922 году в Советской России папаха была выведена официально из массового употребления. Однако, уже в 1936 году, приказом НКО СССР номер 67 от 23 апреля знаменитый головной убор вновь вернулся. Согласно приказу, папаху могли использовать в качестве выходной формы одежды бойцы казачьих формирований в составе РККА. Так, кавказские казаки носили папахи-осетинки («кубанки»), а донские казаки предпочитали традиционную высокую папаху. Спустя 4 года в 1940 году вышел новый приказ, который разрешил использовать папаху в качестве зимнего головного убора генералам и маршалам Советского Союза. А спустя еще некоторое время, папаху разрешили носить и полковникам всех родов войск, вместо шапки-ушанки.

После развала Советского Союза в 1995 году папахе досталось. Новым приказом головной убор был запрещен к использованию в армии. Тем не менее, спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 кавказский головной убор в очередной раз вернулся в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.

Хочется узнать еще больше интересного? Тогда читай про 10 культурных брендов, которые воспринимаются неотделимо от России в наше интересное время.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector